жалоба

 Большой стол, на котором лежали книги и  планы,
высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах,  высокий  стол  для
писания в стоячем положении, на котором лежала  открытая  тетрадь,  токарный
станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными  кругом  стружками,  -
всё выказывало  постоянную,  разнообразную  и  порядочную  деятельность.  По
движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый  серебром,  сапожок,  по
твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и
много выдерживающая сила свежей старости. Сделав несколько кругов,  он  снял
ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный
к станку, и, подойдя к столу, подозвал  дочь.  Он  никогда  не  благословлял
своих детей и только, подставив ей  щетинистую,  еще  небритую  нынче  щеку,
сказал, строго и вместе с тем внимательно-нежно оглядев ее:
   - Здорова?... ну, так садись!
   Он взял тетрадь геометрии, писанную его  рукой,  и  подвинул  ногой  свое
кресло.
   - На завтра! - сказал он, быстро отыскивая страницу  и  от  параграфа  до
другого отмечая жестким ногтем.
   Княжна пригнулась к столу над тетрадью.
   - Постой, письмо тебе, - вдруг сказал старик,  доставая  из  приделанного
над столом кармана конверт, надписанный женскою рукой, и кидая его на стол.
   Лицо княжны покрылось красными пятнами при  виде  письма.  Она  торопливо
взяла его и пригнулась к нему.
   - От Элоизы? - спросил князь, холодною улыбкой выказывая  еще  крепкие  и
желтоватые зубы.
   - Да, от Жюли, - сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь.
   - Еще два письма пропущу, а третье  прочту,  -  строго  сказал  князь,  -
боюсь, много вздору пишете. Третье прочту.
   - Прочтите хоть это, mon pиre, 209 - отвечала княжна, краснея еще более и
подавая ему письмо.
   - Третье, я сказал, третье, - коротко крикнул князь,  отталкивая  письмо,
и, облокотившись на стол, пододвинул тетрадь с чертежами геометрии.
   - Ну,   вещами,       очевидно,
беспрестанно-употребляемыми.

отзыв

   Когда мы совершенно не понимаем причины поступка: в случае ли злодейства,
добродетели или даже безразличного по добру и злу поступка,  -  мы  в  таком
поступке признаем наибольшую долю свободы.  В  случае  злодейства  мы  более
всего требуем за такой поступок наказания;  в  случае  добродетели  -  более
всего ценим  такой  поступок.  В  безразличном  случае  признаем  наибольшую
индивидуальность, оригинальность, свободу. Но если хоть одна из бесчисленных
причин известна нам, мы признаем уже известную долю  необходимости  и  менее
требуем возмездия за преступление, менее признаем заслуги  в  добродетельном
поступке,  менее  свободы  в  казавшемся  оригинальным  поступке.  То,   что
преступник  был  воспитан  в  среде  злодеев,   уже   смягчает   его   вину.
Самоотвержение отца, матери, самоотвержение  с  возможностью  награды  более
понятно, чем беспричинное  самоотвержение,  и  потому  представляется  менее
заслуживающим  сочувствия,  менее  свободным.  Основатель   секты,   партии,
изобретатель менее удивляют нас, когда мы знаем, как и чем была подготовлена
его деятельность. Если мы имеем большой ряд  опытов,  если  наблюдение  наше
постоянно направлено  на  отыскание  соотношений  в  действиях  людей  между
причинами и следствиями, то действия  людей  представляются  нам  тем  более
необходимыми и тем менее свободными, чем вернее мы связываем  последствия  с
причинами. Если рассматриваемые действия просты и мы  для  наблюдения  имели
огромное  ко и  других  людей
представляются  нам,  с  одной  стороны,  тем  более  свободными   и   менее
подлежащими  необходимости,  чем  более  известны  нам  те   выведенные   из
наблюдения физиологические, психологические и исторические  законы,  которым
подлежит   человек,   и   чем   вернее   усмотрена   нами   физиологическая,
психологическая или историческая причина действия;  с  другой  стороны,  чем
проще самое наблюдаемое действие и  чем  несложнее  характером  и  умом  тот
человек, действие которого мы рассматриваем.

претензия

  Но  если  я  обсуживаю
поступок, совершенный месяц тому назад, то, находясь в  других  условиях,  я
невольно признаю, что, если бы поступок  этот  не  был  совершен,  -  многое
полезное, приятное и даже необходимое, вытекшее из этого поступка, не  имело
бы места. Если я перенесусь воспоминанием к поступку еще более  отдаленному,
за десять лет и далее, то последствия моего поступка  представятся  мне  еще
очевиднее; и мне трудно будет представить себе, что бы было, если бы не было
поступка. Чем дальше назад буду переноситься я воспоминаниями или, что то же
самое, вперед суждением,  тем  рассуждение  мое  о  свободе  поступка  будет
становиться сомнительнее.
   Точно ту же прогрессию убедительности об участии свободной воли  в  общих
делах человечества мы находим и в истории. Совершившееся современное событие
представляется нам несомненно  произведением  всех  известных  людей;  но  в
событии более отдаленном мы видим уже  его  неизбежные  последствия,  помимо
которых мы ничего другого не можем представить. И чем дальше переносимся  мы
назад  в  рассматривании  событий,  тем   менее   они   нам   представляются
произвольными.
   Австро-прусская  война  представляется   нам   несомненным   последствием
действий хитрого Бисмарка и т. п.
   Наполеоновские войны, хотя уже сомнительно,  но  еще  представляются  нам
произведениями воли героев; но в крестовых походах  мы  уже  видим  событие,
определенно занимающее свое место и без  которого  немыслима  новая  история
Европы, хотя точно так же  для  летописцев  крестовых  походов  событие  это
представлялось  только  произведением  воли  некоторых  лиц.  В  переселении
народов, никому уже в наше время не приходит в голову,  чтобы  от  произвола
Атиллы зависело обновить европейский мир. Чем дальше назад  мы  переносим  в
истории предмет  наблю поступок, совершенный мной  минуту  тому  назад,  при
приблизительно тех же самых условиях, при которых я нахожусь теперь,  -  мой
поступок представляется  мне  несомненно  свободным.
eXTReMe Tracker
Сайт создан в системе uCoz